Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Описание модели

Дата: 7 декабря 2017 в 19:09, Обновлено 23 февраля 2018 в 23:19

Обоснование актуальности и целесообразности инновационной деятельности по теме проекта «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций в условиях социального партнёрства»

Формирование экономической  предпринимательской культуры общества является одной из задач государства при построении цивилизованных рыночных отношений.  Для устойчивого развития и социального прогресса необходимы кадры и граждане, которые могут активно и эффективно вести страну к   улучшению благосостояния нации и экономически здоровому будущему.

Важность и необходимость формирования культуры предпринимательства, развития экономического мышления белорусов в настоящее время признаётся на высшем государственном уровне.

Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь» подразумевают проведение разноплановых мероприятий, направленных на повышение экономической культуры населения.

В статье 13 Конституции Республики Беларусь записано:                             «Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».     

Чтобы молодежь могла воспользоваться предоставленным ей правом, она должна еще в школе подготовиться к этому выбору, приобрести соответствующие компетенции. Школа же призвана передать подрастающему поколению социальный опыт и подготовить к жизни.                     В настоящее время переход к малому бизнесу, обладающему большой мобильностью, требует включения этой сферы в профориентацию школьников.

На необходимость формирования предпринимательских компетенций  у молодого поколения указывают  единые подходы к решению имеющихся проблем образования. При этом, как утверждает Г.Ф.Бедулина, доцент кафедры экономической социологии учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат социологических наук, предпринимательство следует рассматривать как процесс управления изменениями и внедрение инноваций (технологических и организационных), направленных на решение проблем, стоящих как перед определёнными людьми или организациями, так и перед отдельными регионами, страной в целом.

Изменение в экономической жизни страны, стремление к самоопределению и самореализации  способствуют заинтересованности школьников в получении знаний в области экономики и предпринимательства. При этом следует учитывать, что более половины детей нашей страны проживает в городской местности, где у молодых людей есть больше возможностей для удовлетворения их потребностей. Организация работы по формированию предпринимательских компетенций у учащихся в условиях агрогородка имеет свою специфику. Агрогородок «Синьки» является центром сельскохозяйственно-кооперативного предприятия, на территории которого имеются Дом культуры, почтовое отделение, сеть магазинов, школа, библиотека, комбинат бытового обслуживания, что свидетельствует о том, что нет принципиального отличия между сельским и городским школьником. Но в то же время социальная ситуация на селе (пьянство, материальное неблагополучие) влияет на правильный выбор жизненного пути выпускника.  Однако сельская местность предоставляет большие возможности для развития агротуризма, фермерства и других видов деятельности.

Как показывает практика, многие выпускники сельской школы имеют слабые представления о том, что страна остро нуждается в молодежи, обладающей предпринимательскими компетенциями, экономическим мышлением, деловой активностью,   чтобы развить и поддержать белорусский малый и средний бизнес на селе.  Это порождает   противоречие  между потребностью государства в молодежи, обладающей предпринимательскими компетенциями, экономическим мышлением, деловой активностью, и недостаточной подготовкой выпускника  к будущей самостоятельной трудовой деятельности и построению успешной карьеры.                 Актуальность темы проекта обусловлена также и другими противоречиями между:

заинтересованностью учащихся и их родителей в  предпринимательской деятельности, позволяющей максимально реализовать свои способности, раскрыть творческий потенциал, достичь высокого уровня профессионализма и недостаточной разработкой в учреждениях образования комплекса мер для перехода к новому содержанию образования на основе деятельностного подхода и формирования  предпринимательских компетенций у школьников;

потребностью в разработке новых подходов формирования предпринимательских компетенций учащихся и недостаточной подготовкой педагогов;

эффективностью вовлечения широкого круга заинтересованных субъектов

в обсуждение и решение проблем формирования предпринимательских компетенций учащихся и недостаточной отработкой механизма взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнёрами;

наличием определённого опыта по формированию экономической грамотности   и  недостаточным внедрением его в практику работы учреждений образования.

Данные противоречия указывают на актуальность  избранной темы.        

                                                                                             

Описание научных теорий  и разработок, на основе которых создан проект

Среди трудов  ученых, занимающихся вопросами применения методологии компетенций и социального партнерства для подготовки молодежи к активному участию в трудовой деятельности и организации собственного бизнеса, необходимо отметить работы    Р. Боятциса, Дж. Равена,  Л. М. Спенсера-мл., С. М. Спенсера, С. Уиддетта,   Н. Баутлера, М. Дэлзиэла, П. Карстанье, А.М. Осипова, В.В. Тумалева  и др.  Различные аспекты формирования  ключевых компетенций школьников, в том числе деловых и предпринимательских,  представлены в трудах Э.Ф.Зеера, И.А. Зимней, Г.П. Скамницкой, В.В. Серикова,  Г.К. Селевко, С.Ю.Сенатор, О.Е. Лебедева, А.М. Осипова,  В.Г Зарубина и др.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

-  положения философско-антропологического (H.A. Бердяев, П.Ф. Каптерев, Е.А. Плеханов, И.П. Сафронов, Э. Фромм), аксиологического (В.С.Соловьёв, Н.О.Лосский, М.К. Мамардашвили и др.), компетентностного (Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Г.П.Скамницкая, В.В.Сериков и др.), деятельностного (С.Ф. Анисимов, B.C. Библер, П.С. Гуревич, С.И. Гессен, В.А. Сластенин и др.), системного (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, В.В. Краевский, Г.К. Селевко, П.Г. Щедровицкий и др.) подходов;

-  теория педагогического проектирования (И.П. Гладилина, Г.М. Королева, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, М.В. Жиркова, JI.M. Кустов);

-  концепции креативного обучения (В.И. Андреев, А.Б. Брушлинский, Т.С. Комарова, Н.М. Сокольникова);

- исследования в области социализации молодежи (И.П.Клемантович, А.В.Мудрик и др.).

Изучение  проблемы формирования предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства отражена в работах  Акперова И. Г., Масликовой  Ж. В., Витко Ф. П. , Лутохиной Э. А.

Яковчук В. Н., Зимней И. А., Мирицкой  Е. А. Трусовой Л. А., которые рассматривают социальное партнерство как новую парадигму открытого общества и указывают на значимость межсубъектного взаимодействия, направленного на ожидаемые позитивные изменения.

Основой социального партнерства в педагогике выступают идеи и теоретические представления философии и политики современного образования (А.И.Адамский, А.Г.Асмолов, Э.Д.Днепров, Б.С.Гершунский, О.С.Долженко, В.В.Краевский, Н.Д.Никандров, А.А.Пинский, Н.Н.Розов, Я.С.Турбовской, П.Г.Щедровицкий, Е.А.Ямбург), основанные на концепциях управления макрообразовательными процессами (В.М.Полонский, О.Н.Смолин, В.М.Сырых и др.), теории самоорганизации систем и межинституционального взаимодействия в образовании (К. А. Абульханова-Славская, Е. М. Князева, Г. Н. Сериков, Н. Ф. Талызина и др.), концепции интеграции образования, науки и производства (Г.Е. Зборовский, Е.А. Корчагин, Г.В. Мухаметзянова, В.Б. Миронов, В.Г. Осипов, З.С. Сазонова, В.Н. Турченко, И.П. Яковлев и др.).

         Теоретическая основа социального партнерства  представлена в работах Н.Н. Иорданского, А.Г. Калашникова, Н.И. Поповой, С.Т. Шацкого, X.Й. Лийметса, А. Муста, A.M. Сидоркина, изучавших зависимость влияний среды от образа жизни сообщества. В настоящее время в педагогике стал формироваться средовой подход к воспитанию как системы действий субъекта управления средой, обеспечивающих диагностику, проектирование и продуцирование воспитательного результата (Ю.С. Мануйлов и др.).

Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели

Модель формирования предпринимательских компетенций школьников

в условиях социального партнерства

В структуру   модели по  формированию предпринимательских компетенций учащихся в условиях социального партнёрства  входят следующие взаимосвязанные компоненты: целевой, процессуальный, организационный, результативный, каждый из которых, оставаясь элементом целостности, имеет своё содержательное наполнение и функциональное своеобразие.

Цель  является основным компонентом, систематизирующим данную модель. Она заключается в формировании предпринимательских компетенций сельских школьников  на основе педагогического комплекса урочной и внеурочной деятельности в условиях  социального партнерства.                                                                                 

Цель определяет задачи и содержание работы школы по формированию предпринимательских компетенций у учащихся   в условиях социального партнёрства.

          Процессуальный блок определяет модель общих предпринимательских компетенций современного ученика, формирование которых происходит на всех ступенях общего среднего образования. Модель включает в себя блоки предпринимательских компетенций: «Успехи и достижения» (признание важности деловых качеств и отношений, использование возможностей), «Взаимодействие и отношения» (взаимодействие с самим собой, взаимодействие с партнером, взаимодействие с системой), «Образование» (стремление к самосовершенствованию, ориентация в профессиональной сфере), «Личностные возможности» (самостоятельность, самооценка и самоорганизованность), «Лидерство» (состязательность, стремление к развитию лидерских качеств), «Предпринимательское мышление» (ценностное отношение к труду и предпринимательской деятельности,         осознание необходимости формирования предпринимательских компетенций).

Важным компонентом адаптированной модели является содержание работы по формированию предпринимательских компетенций школьников, которое включает:

урочную деятельность  при изучении  предметов школьного курса (математика, информатика, история, обществоведение, человек и мир, география, химия, биология) путём акцентирования внимания на определённые знания, умения и навыки;

систему воспитательной работы учреждения образования (по планам классных руководителей, разделу «Воспитательная и идеологическая работа» годового плана учреждения образования);

организацию факультативных занятий по основам предпринимательства и экономики на всех ступенях общего среднего образования (первая ступень обучения: 1-4 классы – «Учимся экономии и бережливости: Азбука Берегоши», вторая ступень обучения: 5-9 классы – «Основы экономических знаний», третья ступень обучения: 10-11 классы – «Основы предпринимательства»);

комплекс тематических внеклассных мероприятий (первая ступень обучения – «Я узнаю мир труда взрослых»,   вторая ступень обучения – «Мир деловых людей», третья ступень обучения – «Школа будущего предпринимателя»;

занятия по интересам, студиях, мастерских: «Умелые руки», «Удивительный бисер», «Золушка», «Творческая мастерская», «Лидер», «Юный техник»;

привлечение социальных партнёров к проведению тематических мероприятий, экскурсий, вечеров вопросов и ответов, семинаров и т.д., систему взаимодействия школьник – педагоги – родители.

Оптимальный выбор   форм    обучения (мастер-классы, тренинги, тематические занятия, семинары, экскурсии, выставки, встречи с успешными предпринимателями и успешными людьми, социальные пробы и т.д.)  обеспечивает единство целевого, процессуального   компонентов инновационной модели и способствует формированию предпринимательских компетенций современного учащегося  в условиях социального партнёрства.

Для реализации модели учитываются и целенаправленно создаются социально – культурные и педагогические условия, позволяющие эффективно развивать предпринимательские компетенции школьников.

         В качестве социально – культурных условий реализации модели выделены: расширение социально-культурного и образовательно-воспитательного пространства в условиях социального партнерства, осознание возможностей человека  в социально-экономических условиях современного общества, заинтересованность властей в поддержке молодежного предпринимательства. В качестве педагогических условий – методическая поддержка педагогов, сотрудничество  родителей, педагогов  и социальных партнеров, организация урочной и внеурочной деятельности, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса с учетом современного  рынка труда.

Результативный блок определяет содержание мониторинга, критерии и показатели оценки уровня сформированности предпринимательских компетенций на всех ступенях общего среднего образования, позволяющие диагностировать уровень предпринимательской грамотности и сформированности компетенций.

Ожидаемые результаты:                                                                                        

1. Создание социально-культурной и образовательно-воспитательной среды жизнедеятельности школы,    способствующей  формированию предпринимательских компетенций на всех ступенях общего среднего образования.                       

2. Повышение компетентности всех участников инновационного проекта.

3. Расширение сети социального партнёрства учреждения образования.

4. Повышение уровня учебных достижений учащихся.

5.  Создание  образовательного центра, консультирующего    школьников, родителей, педагогов  по вопросам  формирования  предпринимательских компетенций.

6. Поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения на экономические специальности.

Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность инновационной  деятельности

Критерии

Показатели

Инструментарий

I ступень обучения    

II ступень обучения

 III ступень обучения

1. Уровень сформированности предпринимательских компетенций по блокам направлений

Образование:         стремление                      к   самосовершенствованию,

ориентация в профессиональной сфере

учащиеся стремятся работать над собой, чтобы получить знания, воспитать деловые качества,   имеют первоначальные представления о мире профессий

учащиеся стремятся к самосовершенствованию через самообразование,

хорошо ориентируются в профессиях, связанных с экономикой, активно участвуют в мероприятия, направленных на повышение экономической культуры школьников

хорошо ориентируются в профессиях, связанных с экономикой, осознанно подходят к  профессиональному самоопределению, думают о создании своего дела, бизнеса  в будущем

анкетирование

Успехи и достижения:

признание важности деловых качеств и отношений, использование возможностей

учащиеся понимают,  за счет каких качеств и отношений можно добиться успеха в деле

имеют представления о путях достижения успеха, профессиональной карьеры, качествах, необходимых деловому человеку, помогающих развивать свое дело, эффективно

стремятся быть самостоятельными в больших и малых вопросах, осознают свои действия, планируют  время,  предполагают дальнейшее свое развитие и обучение

учащиеся знают слагаемые для достижения целей в труде, бизнесе и карьере

портфолио ученика, рейтинговая оценка

Личностные возможности: самостоятельность, самооценка и самоорганизованность

умеют быть самостоятельным, планировать и организовывать свои дела, давать самооценку действий

стремятся быть самостоятельными  в больших и малых свои действия, планируют время, предполагают дальнейшее своё развитие и обучение

самостоятелен, активен, критичен, адекватен в самооценке, проявляет организованность лично и в порученных общественных делах

наблюдение, опрос

Предпринимательское мышление:                 ценностное отношение к труду и предпринимательской деятельности;         осознание необходимости формирования предпринимательских компетенций

имеют начальные представления о мире труда и предпринимательской деятельности

 общие представления о результатах труда, возможностях заработать денег

имеют четкие  представления о сферах трудовой деятельности, основах бизнеса и предпринимательства,

интересуются вопросами успешного  развития экономики, ведения бизнеса, знают учебные заведения, где учат экономике и предпринимательству

знают основы предпринимательства, примеры успешного бизнеса, условия построения успешной карьеры;     знакомы с документацией, необходимой для ведения предпринимательской деятельности, наиболее востребованными и доходными сферами бизнеса

анкетирование

Лидерство:                     состязательность,             стремление к развитию лидерских качеств

любят участвовать в соревнованиях и побеждать, проявляют инициативу

любят участвовать в соревнованиях и побеждать, инициативны, стараются увидеть альтернативу в решении проблем, имеют представления о качествах, необходимых деловому человеку.

являются лидером                 во многих вопросах своего класса, группы, имеют активную жизненную позицию, общительны, могут планировать работу группы, выдвигают идеи различных способов решения поставленных задач

социометрия, анкетирование «Лидер 21 века»

Взаимодействие и отношение:

взаимодействие с самим собой, взаимодействие с партнером, взаимодействие с системой

у учащихся достаточно сформированы умения взаимодействия с самим собой, они имеют первоначальный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми

учащиеся готовы к самопроектированию, самопознанию, им свойственна конструктивность отношений с окружающими,   умеют работать в команде, вступают в непосредственное отношение с классным и школьным коллективами

учащиеся готовы к самопроектированию, самоанализу, им свойственна конструктивность отношений с окружающими, равноправность партнеров, вступают в непосредственное взаимодействие с совокупностью социальных систем

анкета для учащихся «Стили педагогического взаимодействия»

диагностики «Знаковый рисунок», «Дерево взаимоотношений, «Незаконченное предложение»

2.Качество знаний по учебным предметам

повышение качества знаний  и обученности по результатам четвертей, учебного года, умение работать с различными источниками информации своего возрастного уровня 

повышение качества знаний  и обученности по результатам четвертей, учебного года, умение работать с различными источниками информации, включая ИКТ, интернет. 

повышение качества знаний  и обученности по результатам четвертей, учебного года, умение быстро и результативно работать с информацией, предлагать бизнес-идеи, владение приёмами продуцирования новых знаний на основе имеющихся 

мониторинг успеваемости

3. Состояние здоровья учащихся

сохранение психофизического здоровья, снижение уровня учебной тревожности

сохранение психофизического здоровья, снижение уровня учебной тревожности

сохранение психофизического здоровья, снижение уровня учебной тревожности

анализ результатов медицинских показателей

4.Повышение профессионального уровня педагогов

повышение уровня экономической культуры, повышение показателей качества образования  учащихся, эффективное управление познавательной деятельностью учащихся, направленной на получение знаний в области экономики

повышение уровня экономической культуры, повышение показателей качества образования  учащихся, эффективное управление познавательной деятельностью учащихся, направленной на развитие творческой инициативы в экономической области

повышение уровня экономической культуры,  повышение показателей качества образования  учащихся, эффективное управление познавательной деятельностью учащихся, направленной на формирование предпринимательских компетенций, усвоение принципов финансовой этики и понятия сбережения

анкетирование

5.Удовлетворенность субъектов образовательного процесса нововведением

повышение степени удовлетворенности учителей, учеников, родителей результатами реализации инновационного проекта

повышение степени удовлетворенности учителей, учеников, родителей  результатами реализации инновационного проекта

повышение степени удовлетворенности учителей, учеников, родителей, социальных партнёров результатами реализации инновационного проекта

анкетирование

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.